Игровое расстройство или «gaming disorder» - это расстройство, которое относится к зависимостям наряду с наркоманией, табачной зависимостью и лудоманией. В МКБ-10 такое заболевание не определяется, но в МКБ-11 зависимость от игр, ПК и смартфонов официально вносится в перечень признанных патологий. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) официально подтвердила намерения, новая редакция вступит в силу в 2022 году.
Цифровая зависимость: мнение экспертов
Пока психиатры других стран и РФ пользуются положениями МКБ-10 для диагностики и назначения лечения. Но проблема остается, и за последние 5 лет она набрала обороты. Законодатели различных стран вынуждены подстраиваться под реалии XXI века, и принимать соответствующие поправки, учитывая рекомендации медицинских светил, ВОЗ и ученых.

Например, весьма интересное решение было принято на законодательном уровне в штате Вермонт, где законодатели решили запретить использование телефонов для детей возрастом до 21 года. Заметим, что в этом же штате до 21-летнего возраста запрещены употребление табака и алкоголя. По мнению чиновников, гаджеты часто становятся причиной:
- подросткового буллинга – по смартфонам быстро распространяются порочащие видео;
- ДТП – из-за работающего смартфона падает концентрация внимания. Подросток вместо контроля над ситуацией на дороге смотрит в телефон;
- хулиганских нападений. Нередко люди из низших социальных слоев нападают на подростков с целью наживы, видя в них беззащитную жертву.
Пока эпоха смартфонов только набирает обороты, но проблема уже обсуждается властями многих стран.
По статистическим выборкам, смартфонные проблемы прослеживаются у 23.3% детей. Доказано, что представленный тип увлечений приводит к следующим психическим расстройствам:
- Депрессия.
- Тревожные расстройства.
- Зависимость от смартфона.
Социологи утверждают, что такой зависимостью страдает 16,9% населения, включая детей, подростков и пожилых людей. Специалисты в сфере психиатрии твердят, что при «общении» со смартфоном формируется тот же принцип наркотического воздействия: в головной мозг идет выброс эндорфинов, что провоцирует краткосрочную эйфорию.
По такому шаблону происходит формирование психологической зависимости от любого наркотика. Соответственно, потом возникают закономерные последствия:
- гнев;
- усталость;
- депрессия;
- снижение концентрации внимания.
Официально еще психиатрия не признает зависимости от смартфонов, от интернета. В МКБ-10 и в DSM-5 отсутствует представленный критерий. Но ВОЗ подтверждает проблему – эта болезнь будет включена в МКБ-11.
Ученые провели исследования среди взрослых людей, которые родились во время, пока интернета не существовало. Оказалось, что у них происходят кардинальные изменения в функционировании психики и высшей нервной деятельности. Исследователи нашли:
- патологии познавательных функций;
- нарушения эмоционального спектра;
- смещение ценностей;
- изменение навыков саморегуляции;
- перемены в выстраивании отношений и определении сексуальности.
Специалисты даже придумали специальный термин под эти изменения – Digital Dementia. Им обозначают информационную псевдодебильность или цифровое слабоумие.
Зависимость от игры по классификации ВОЗ: начало войны?
Напомним, МКБ – это система, которая классифицирует имеющиеся болезни, диагностические критерии, диагнозы, и которая является творением Всемирной организации здравоохранения. В справочнике выделена специальная глава под психиатрические расстройства, где с 2022 года будет включена и игровая зависимость.
По описанию последней редакции, для этого заболевания характерны паттерны постоянно повторяющегося поведения в отношении игр (не азартных). Человек испытывает желание играть и в онлайне, и в офлайне. Постепенно ослабевает контроль, стремление к игре затмевает другие важные занятия и приоритеты. Человек:
- больше не интересуется карьерой,
- охладевает к семье,
- теряет жизненные интересы.
Игра продолжается, несмотря на негативные последствия и потерю каких-то социальных ценностей.
Заметим, что мировые компании, занимающиеся разработкой игр, немедленно отреагировали на угрозу ВОЗ внести понятие игрового расстройства в справочник. Было составлено совместное заявление среди членов игровой индустрии ЕС и других 7 стран, в котором они обращались к ВОЗ с просьбой о пересмотре своего решения. Как следует из текста документа, Всемирная организация здравоохранения является уважаемым партнерством международного масштаба, поэтому она должна учитывать содержательные и прозрачные научные исследования в этой сфере. Игровое расстройство как диагноз остается недоказанным, а значит, его включение в перечень диагнозов может повлечь негативные последствия для науки.

Кроме того, были следующие заявления.
- Ассоциация развлекательного программного обеспечения выступала против включения такого диагноза еще в прошлом году, после выхода в мир окончательной редакции МКБ-11. Представители назвали такое добавление «опрометчивым шагом», который будет отвлекать психиатров от реальных диагнозов по типу социальных тревожных расстройств или депрессии.
- С решением ВОЗ не согласны и специалисты по психическому здоровью, о чем они не промедлили заметить в интервью с изданием Polygon. Они заявили, что ВОЗ слишком поспешила и вообще, допустила ошибку с таким диагнозом. По их мнению, это произошло на фоне давления со стороны азиатских государств-членов организации.
Отчасти эти слова подтверждаются фактами: в Китае и в Южной Корее ведется национальная борьба с зависимостью от гаджетов. Разумеется, ВОЗ не согласилась с обвинениями, она утверждает, что здесь не оказывалось политическое давление.
Заметим, что справочник ВОЗ не является законодательным актом. У него нет юридической силы – то есть страны не обязаны ему следовать. Тем не менее, он оказывает серьезное влияние на формирование психиатрической практики, на предложение новых методик лечения, на определение новых диагнозов.
На бытовом уровне влияние ВОЗ отмечается тоже – психологи в своей практике нередко сталкиваются с озабоченностью родителей в отношении к собственным детям, например, они опасаются, что их увлечение может перерасти в зависимость. Хотя официальных диагнозов в этой сфере еще не существует.
Компьютерные игры не являются опасными, если в них играть разумно, без превышения лимита времени. Наоборот, они развивают адаптивные функции, память, скорость реакций, внимание, тактику мышления.
По данным недавнего исследования, 3D-платформеры могут защищать от болезни Альцгеймера – представленный жанр игрового направления провоцирует рост серого вещества в гиппокампе. Важно только соблюдать меры предосторожности.
Киберзависимость и дети: есть ли проблема?
Дети последнего поколения рождаются уже в окружении киберпространства – вокруг планшеты, смартфоны, умные телевизоры, холодильники, пылесосы, часы и так далее. Они с рождения интуитивно осваивают смартфоны – часто встречаются ситуации, когда ребенок 2 лет уже знает, как зайти на Ютуб и включить мультики.
Родители, наблюдая эту картину, часто обращаются к учителям информатики с просьбой дать инструкции по ограничению доступа для детей. Некоторые хотят установить конкретные часы для пользования. Другие – ограничить контент, который попадается на глаза ребенку. За последние 5 лет заметно вырос спрос на программы, которые позволяют ограничить доступ к нежелательным видео, масс-медиа и другому контенту.
В основном среди детей популярны 2 сервиса.
- Социальные сети, мессенджеры. Подростки предпочитают регистрироваться через создание аккаунта, отслеживать новости и жизнь одноклассников, подписываться на разные каналы. Они редко ведут собственные аккаунты, следят за ними – в основном они предпочитают публиковать короткие сторис.
- Игровые порталы. Это более серьезная ниша, которая собирает и детей, и взрослых людей. По данным сайта Steam, в сутки портал посещают 15 млн. людей, минимальное количество составляет 9 млн.
Специалисты разделяют 2 категории пользователей:
- digital-migrants – это люди, которые родились прежде чем началась эпоха интернета. Активными пользователями они стали в процессе взросления или на каком-то этапе взрослой жизни;
- digital-native – это люди, которые родились уже в цифровую эпоху, и с младенчества активно пользуются гаджетами.
Психика подростка такова, что он слабо разграничивает понятия оффлайна и онлайна – они перемещаются и путаются. Из-за этой особенности нередко происходят различные эксцессы и даже трагедии. Как интернет влияет на ребенка?
Ожидание ответных реакций
Мессенджеры привели к тому, что современные дети зациклены на получении ответа от собеседника. Социальные сети учат, что каждое событие требует определенной реакции: фотографии, комментарии, позиции, мнения, подписки и отписки.

То есть каждое событие или изменение в социальных сетях требует какой-то реакции: смайлика, комментария, лайка и так далее. Соответственно, в оффлайн мире подросток ждет ответа от родителей, от учителя, от объекта симпатии, от друзей.
Просмотры роликов на YouTube
Видео показывают ребенку удивительный мир: в нем присутствуют ноты грусти, смеха, эмоциональных перепадов. Дети из категории digital-native весьма толерантны к окружению, они воспринимают людей разными, уважают их право на собственный вариант образа, стиля, способа жизни.
Такое отношение формирует поколение, которое будет уважительно и терпимо относиться к людям и ситуациям, которые чем-то отличаются от обычных – к людям с особыми потребностями, к животным, к людям другой расы и происхождения.
Есть и обратная сторона медали – дети привыкают с раннего детства общаться через смартфон. Родителям проще дать ребенку телефон, чем пообщаться, провести с ним время без гаджетов. В результате страдает эмпатия – она не развивается. Ребенок потом тяжело осознает:
- последствия поступков;
- необратимость определенных действий.
Ребенок не понимает, что в реальном мире нельзя «перезагрузиться» или «сохраниться», согласно игровым понятиям. Любые действия являются невозвратными, и их потом сложно исправить. Наиболее трагический вариант – суицид. Подросток может это сделать из любопытства или по другим мотивам, но он слабо понимает, к чему может привести его поступок.
Причины игровой зависимости
По статистике, около 70% подростков, детей проводят время за играми с элементами жестокости, убийств и требующих психопатических решений. Игровая зависимость существует, что бы ни утверждали собственники и представители игровых корпораций.
Взрослые люди, пожилые, подростки и другие категории предпочитают прятаться в виртуальных сетях с привлекательным персонажем. Реальность пугает – там кредиты, долги, бедность, огромная ответственность за семью и другие моменты. В вымышленном мире, созданном на ИТ-фабриках игровой индустрии, открывается более привлекательная реальность, которая порой формирует серьезную зависимость.
Вероятными причинами такой зависимости являются:
- Реализация детских страхов и фантазий.
- Психопатия как первопричина влечения.
- Комплексы, застенчивость, робость и неуверенность.
- Нехватка общения – это в особенности касается детей, которым часто не хватает родительского внимания.
- Конфликты в семье – к играм прибегают, чтобы забыть о скандалах, конфликтных ситуациях.
- Социальная фобия – человека пугает общение с другими людьми, близость в отношениях. В играх он чувствует себя в разы увереннее.
Стадии зависимости от игр
Как правило, игровая зависимость возникает постепенно, она не развивается в один момент. На каждой из них присутствуют определенные признаки, поведенческие комплексы и изменения.
Подготовительная стадия
На ней у человека растет толерантность к играм. Этому способствуют определенные личностные черты: вспышки агрессии, импульсивность в поведении, болезненные реакции на критику, сниженная самооценка, тревога, депрессия, гиперактивность. Перечисленные черты приводят к различным патологическим паттернам, к аддиктивному поведению.

Интересно, что представленные черты также приводят к любви к риску. Таким способом человек проходит процесс самоутверждения. Подсознательно формируется тяга к играм. Если на этом этапе не предоставить пациенту помощь, зависимость будет развиваться дальше.
Стадия реализации
Человек начинает воспринимать игру как способ самореализации. Он искренне гордится каждым игровым достижением, хвалится об этом друзьям или знакомым. Он готов просиживать в онлайн по 10-16 часов в сутки, чтобы доказать потенциал и возможности.
Получается, что игрок забывает о реальности – он не интересуется социальными достижениями, не пытается учиться, развиваться – он пытается реализовать себя через игру. Достижения в онлайн воспринимаются на таком же уровне, если бы они были в реальном мире.
Стадия деградации
Далее человек уже не интересуется прежними занятиями, он охладевает к собственной семье, к родственникам и близким. Свободное время посвящается только игре, дети и жена мешают, другие родственники – тоже. Человек погружается в вымышленный мир с головой, реальный его перестает интересовать.
Стадия безнадежности
На этом этапе уже потеряны определенные социальные ценности. Например, из-за игрового пристрастия человек потерял семью, и вынужден теперь думать о дальнейшем выживании. Он понимает, что он болен, но игра продолжается, несмотря на полученные последствия.
Сколько времени требуется для развития такой зависимости?
Зависимость от игры развивается постепенно. Она может сформироваться за 4 года, за 10 лет. Каждая стадия отличается определенными психическими нарушениями, диагностировать которые может:
- психиатр;
- нарколог.
Поначалу человек выглядит, как здоровые люди, но потом начинаются отклонения:
- навязчивые мысли и идеи;
- импульсивность;
- вспышки агрессии;
- удовлетворение только при запуске игры;
- снижение критического мышления;
- раздражительность;
- эмоциональное охлаждение;
- отчужденность;
- депрессия;
- расстройства сна.
Таким образом, формируется своеобразная игровая психопатия.
Как формируется зависимость от игры?
Сам механизм формирования пристрастия к играм мало чем отличается от формирования наркотической зависимости в психологическом аспекте. У человека стимулируются некоторые центры в головном мозге – они отвечают за получение удовольствия. То есть, когда зависимый в очередной раз посещает игру, он ощущает эйфорию – прилив блаженства и удовольствия.
Пациенты с игровой зависимостью не способны распланировать время для игровой деятельности. Например, выделить на игру только 2 часа, нет. Они игнорируют физическую и умственную усталость, упадок сил, стараются поддержать состояние:
- кофеиновыми напитками;
- другими психостимуляторами.
Параллельно меняется качество питания, питание становится бессистемным. Часто геймеры употребляют много пива и заедают его фастфудом. Это приводит к формированию:
- расстройства пищевого поведения;
- алкогольной зависимости.
Также человек перестает следить за личной гигиеной, он не чистит зубы, не умывается, душ принимает только 1 раз в 2-3 дня. Это свидетельствует о потере интереса ко внешнему виду и гигиене. Человек ставит в приоритет игру, остальное уходит на дальний план.
Что еще отличает геймеров? Плохой сон, малоподвижный образ жизни. Если случилось непредвиденное обстоятельство – например, поломка игрового средства, человек приходит в упадок, он унывает и сильно расстраивается. Попытки улучшить его самочувствие заканчиваются гневом и вспышками агрессии.
Также при игровой зависимости страдают:
- социальные контакты;
- общение;
- работа;
- учеба;
- личная жизнь;
- качество жизни.
Человек по доброй воле выбирает виртуальные переживания. Он живет не своей жизнью, а жизнью созданного персонажа. В процессе зависимости происходят перезагрузки нервной системы. Отмечаются некоторые сбои. У геймера это выражается:
- поднятием уровня тревоги;
- снижение самочувствия и настроения;
- потере адаптивных функций;
- снижением самооценки;
- сильной депрессией.
Люди с такой зависимостью являются замкнутыми, они не хотят лишний раз говорить.
Как проявляется зависимость у детей, подростков?
У детей психика является не до конца развитой, что опасно для появления подобных зависимостей. Как мы уже говорили выше, дети плохо разграничивают понятия онлайн и оффлайн, но кроме того, головной мозг еще является несформированным в должном качестве.

Ребенок, который «подсел» на игры, быстро меняется. Появляются следующие симптомы:
- сильная раздражительность;
- повышенная возбуждаемость;
- проблемы со сном, инсомния;
- вспышки агрессии;
- падение успеваемости;
- истерические реакции;
- эгоизм.
Основная опасность заключается в психопатии, которая провоцируется постоянным «зависанием» в играх. Напомним, психопатия – это расстройство личности и признанный психиатрический диагноз. Он чаще всего диагностируется у преступников. Большинство серийных убийц были и являются психопатами.
Что отличает психопата?
- Патологическая лживость. Психопат лжет всегда, везде, это уже как родная сросшаяся маска.
- Отсутствие истинных чувств. Психопаты «знают ноты», но не знают мелодии. Они не способны чувствовать глубокую привязанность к кому-либо, у них нет стандартных эмоциональных реакций. Ради собственной выгоды психопат может примерять маску пристойного гражданина, наивного ребенка или смешного клоуна, но это маска. В действительности у психопатов нет привязанностей, единственное, чем они руководствуются – эгоистическими побуждениями.
- Жестокость к окружающим. У психопатов нет эмпатии и чувств сострадания. Они могут причинять другим боль, волнительные переживания, убивать, но при этом они не понимают своих жертв. Психопат не умеет сострадать в принципе. Также он не может сам ощущать сильный страх – большинство из них не боятся опасных последствий, смерти, вследствие чего часто попадают в опасные для жизни ситуации.
Психопатия может быть врожденной и приобретенной. В случае с игровой зависимостью она приобретается по мере укоренения патологического влечения. По мнению психиатров и психологов, сформированная игровая зависимость в нежном возрасте в перспективе приведет к ослабеванию умственных способностей, к шизофреническому распаду личности.
Как проводится лечение игровой зависимости?
Представленный тип зависимости не является употреблением психоактивных веществ на биологическом уровне, а значит, процедура детоксикации здесь не нужна. то есть этап госпитализации в наркологическую клинику можно исключить. Единственное – детоксикация потребуется, если на фоне игровой зависимости была диагностирована дополнительная наркотическая, алкогольная зависимости.

В психиатрии и психотерапии игровые зависимости определяются как следствие внутренних психологических проблем человека. Такой диагноз не может рассматриваться автономно, необходимо разбираться с первопричинами – с психологическими травмами и механизмами, которые привели человека в такое состояние.
В целях лечения применяются:
- Психотерапия.
- Медикаментозные способы лечения.
- Гипнотерапия.
В качестве вспомогательных методик назначают:
- психосинтез;
- семейную терапию;
- аутогенные тренировки.
Психотерапия по возможности должна концентрироваться не только на пациенте, но и на проблемах внутри семьи. Часто игровая зависимость возникает на фоне внутрисемейных конфликтов, и приводит к замкнутости. Хорошо себя зарекомендовала гештальт-терапия, которая позволяет быстро решить подобные проблемы.
В отношении лекарственных средств и медикаментов: они избавляют пациента от сопутствующих проблем. В частности:
- депрессивные расстройства;
- высокий уровень утомляемости;
- высокий уровень тревоги;
- расстройства сна;
- раздражительность и агрессия.
Подбираются различные антидепрессанты последнего поколения с минимальным количеством побочных эффектов. Также наркологи и психиатры назначают транквилизаторы со щадящим эффектом, антипсихотические средства. Для сна назначаются снотворные препараты.
Важно соблюдать комплексный подход – лечение игромании не должно заканчиваться только на консультациях нарколога, на лекарствах или на сеансах психотерапии. Нужно провести диагностику, получить целостную картину и уже отталкиваться от полученных данных.
Профилактические меры: советы родителям и родственникам
Профилактика игровой зависимости должна применяться, ее нельзя игнорировать. С развитием киберсетей, интернета, игровых новинок риски только повышаются, и оказаться в виртуальных сетях рискует и ребенок из семьи алкоголиков, и ребенок из высших слоев общества.
Игровые пристрастия формируются еще в детском возрасте. Не стоит закрывать ребенка от внешнего мира и максимально ограничивать его контакты с социумом – вы сделаете такой тактикой непоправимую ошибку. В то же время чрезмерная либеральность приведет к тому, что подросток однажды проснется больным, зависимым человеком и ему потребуется наркологическая помощь.
Лучшая тактика – это всегда золотая середина. Следует интересоваться жизнью ребенка, уважать его предпочтения и интересы, давать ему личное пространство, но и требовать определенных результатов, отношения и уважения. Можно интересоваться, чем ребенок занимается на персональном компьютере, но не стоит врываться в это пространство с целью контроля и без присутствия самого чада.
Советы родителям и родственникам будут следующими.
- Старайтесь решать возникшие конфликты, слушать своих детей. Помните, стукнуть кулаком по столу и настоять на своем проще всего. В особенности – если вы взрослый человек, а вашим оппонентом выступает незрелый, боящийся вас ребенок. Но такой способ решения проблем усугубит внутрисемейный конфликт и приведет к непониманию.
- Интересуйтесь, чем занимается ваш ребенок. Проявляйте такой же интерес и в такой же манере, как вы бы это сделали со своим другом. То есть не стоит провоцировать ребенка на разговор и в то же время переключаться на мытье тарелок. Уважайте своих детей.
- Разговаривайте друг с другом. Особенно это касается взрослых семей, где игровая зависимость развивается у мужчины. Женщины стараются предпринять какие-то меры, но не могут, в силу незнания, непонимания ситуации. Не стоит замалчивать ссоры и конфликты – нужно просто искать общий язык, пытаться договориться, найти общий компромисс.
- Обращайтесь за консультацией к специалистам. Это касается семей, где явно видны признаки зависимости у кого-то из членов. Не стоит игнорировать проблему, она может перерасти в полноценную зависимость, и тогда последствия будут плачевными. Лучше заранее обратиться к наркологу и получить инструкции к действиям, начать лечение.